(Ованес Айвазян) 29 июля 1817 — 5 мая 1900. всемирно известный
российский художник-маринист, коллекционер, родился в Феодосии (Крым).
Родился Айвазовский 29 (17 ст. ст.) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося
армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем
самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки. Детство его прошло
в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он
научился у местного архитектора, а потом, при содействии губернатора Тавриды А.
И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял
первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в
Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств
Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки
в Крым, а затем в Европу.. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но
собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в
Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды.
В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже
осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских
пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г.
за две новые работы ("Штиль на Финском заливе" и "Большой рейд в
Кронштадте") он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной
1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал
работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской
лишь заканчивал начатое.
Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его
великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И.
Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на
развитии и характере его искусства.
Два года работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодого
художника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии,
Айвазовский увлеченно работает, пристально изучает природу, пишет с натуры виды
Ялты, Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.
В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в
Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В
Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции
русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой.
Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции,
Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию,
Португалию. В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником
в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют
жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов,
профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский
маринист Дж. Тёрнер.
К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на
протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это
следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать
молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".
В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на
родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской
академий художеств.
После возвращения получил звание академика Петербургской Академии художеств и
был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году
вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывать в
Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз путешествовал
он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в Америку.
В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии новую просторную мастерскую, где
в основном и работал. С натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную
зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор
усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить
большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением
перед изумленными зрителями.
Живя постоянно в Феодосии живописец много работает, но не замыкается в стенах
своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается
археологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно
открывает выставки своих работ в крупных городах России и за границей,
принимает участие в международных выставках. В 1847 году ему присуждается
звание профессора Петербургской Академии художеств, позднее он становится
академиком еще двух европейских академий художеств Штутгартской и
Флорентийской.
Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И.
Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз
Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.
В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой
энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник,
на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".
В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения,
гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному
гражданину Феодосии, много сделавшему для экономического и культурного развития
города. Помимо открытия в Феодосии картинной галереи Айвазовский в 1871 году по
своему проекту и на свои средства строит здание археологического музея,
становится одним из организаторов первой публичной библиотеки. Он постоянно
заботится об архитектурном облике родного города. При его участии были
спроектированы и построены здания концертного зала, дачи известного публициста
и редактора газеты "Новое время" А. С. Суворина. По проекту художника
и благодаря его энергии были построены морской торговый порт и железная дорога.
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного
в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди
них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде
знаменитого "Девятого вала" (1850), который волнует своей эффектной
романтичностью, или "Черного моря" (1881), решенного, напротив, с удивительной
сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных
картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было
единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он
получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал
беспомощность.
Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский
был вместе с тем художником нового на российской почве типа - умеющим разумно
распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он
первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных
губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он
тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в
Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м - картинную галерею.
При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в
России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания
профессора АХ, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской АХ. Он был также
членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный
успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго
пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим
многими художником.